Реставрация старого ЛАТРа

Вид до реставрации

Однажды, когда мы разгребали один старый, доверху забитый старой аппаратурой и стендами гараж, я случайно наткнулся на этот замечательный прибор, всеми покинутый в недрах металлолома. Я естественно сразу же приметил его себе, так как иначе он бы просто был бы отправлен на металлолом. А ведь это очень полезный прибор, позволяющий получать любое переменное напряжение с высоким выходным током, для питания различных электротехнических устройств. Ну, он попал ко мне, а после почти целый год пролежал без дела, пока сейчас не дошли руки его отреставрировать. За это время нашлись новые запчасти к нему. Итак, обо всем по порядку.

Физэлектроприбор

Приборчик оказался 1965 года выпуска. Московский ФЭП. Эти ЛАТРы поставлялись в школы, для демонстрации различных физических экспериментов в "физическом кабинете". Мне не известна история этого ЛАТРа, но думаю было так. Когда-то давно он сломался, да так, что некоторые витки почернели, и кто-то поставил "жучок" вместо предохранителя... Дальше по стандартной практике, этот прибор отправился на хранение в сырой подвал, где и получил все эти ржавчины и прочие дефекты.

Предохранители

Естественно, трансформатор был горелый и, как следствие, наглухо закороченный и без малейшей индуктивности. Свое он отслужил и отправился в драгмет. Потом я забросил этот ЛАТР, пока, наконец, не произошли некоторые события по развалу старой лабы, в которых я участвовал. Были отправлены на металл такие артефакты, как "Щит электрораспределительный школьный". Этакая огромная железная коробка с четырьмя щитовыми приборами и огромным ЛАТРом. Один такой щит я разобрал, чтобы добраться до этого самого автотрансформатора, чтобы, наконец, починить свой прибор. Оттуда же были прихвачены щитовые вольтметры, чтобы подобрать наиболее работоспособный. Также я обзавелся новым графитовым электродом, который снимал напряжение с автотрансформатора. Он совершенно новый, в отличие от родного, который был усеян различными ямками и трещинами.

Внутри

Вот такой ужас был внутри. Скрутки, ржавые разъемы, жучок, изолента, сетевой провод с тканевой изоляцией, он совершенно сгнил и был выброшен.

Врущий вольтметр

Родной вольтметр врет на целых 30 вольт! Из других двух первый оказался тормознутым. Он почти правильно показывал сетевое напряжение, но видимо механизм внутри очень грязный и пыльный, раз на малейшие пульсации, которые достаточно заметны в гаражной электросети, он никак не реагирует. Второй вольтметр оказался в полном здравии, и показывает напряжение как точный мультиметр, даже все просадки показывает.

Новый трансформатор

Новый трансформатор взамен горелого. С того же школьного щита. Работает, не выбивает автомат и имеет индуктивность порядка 10 Генри. Но вот беда - у него немного другие отводы от обмоток. Тут стоит сделать некоторый ликбез по автотрансформаторам, применяемым в ЛАТРах.

Схема

Это схема включения автотрансформатора. Отличие его от обычного трансформатора в электрической связи между обмотками, можно сказать, что это не обмотки как таковые, а просто отводы от одной обмотки. Напряжение U1 подается на отвод, который ближе к концу, и на конец обмотки трансформатора. Так как сетевое напряжение подается на отвод, а не на концы обмотки трансформатора, то на концах мы получаем повышенное напряжение, обычно в 250 вольт. Выходное напряжение можно получать в широких пределах от 0 до 250 вольт при 220 сети можно посредством токосъемника в виде графитового ролика, который перемещается сверху трансформатора, где удален лак. Это видно на фотографиях выше.

Итак, у автотрансформатора есть как плюсы, так и минусы. Его главный плюс в электрической связи между "обмотками", это позволяет получать высокий ток на выходе и сильно экономить дорогую медь. Но это же и главный минус АТР - отсутствие гальванической связи между обмотками. Для гальванической изоляции ЛАТРа применяют развязывающие трансформаторы (k=1).

В школьном электрораспределительном щите автотрансформатор применялся в качестве ЛАТРа, то есть для получения любого по амплитуде переменного напряжения. Стало быть, его легко можно поставить в мой физэлектроприборовский ЛАТР и радоваться жизни. Вообще, так и есть, но я нашел несколько отличий от родного трансформатора. Тут нужно взглянуть на схему этого школьного щита, которую я позаимствовал из одной старинной книжки "Электронное оборудование по физике".

Схема ШЭЩ

"Да тут же куча отводов!" - может показаться на первый взгляд. И да, и нет. Стоит лишь внимательно посмотреть, как станет ясно, что эти отводы можно и не использовать. Например, второй отвод сверху рассчитан на 127 вольт, то есть для включения в трехфазную сеть 220 вольт (фазное напряжение) или в однофазную 127 вольт. Другими словами, нам с современными 220 вольтовыми сетями на этот отвод можно забить. Последний отвод нужен для включения сигнальной лампы спереди железного гроба ШЭЩ. Вот тут и сидит зараза. В первый раз я включил трансформатор задом наперед, то есть так, что неподключенный повышающий конец стал с другой стороны, то есть повышающим отводом стал отвод для сигнальной лампы. А лампа эта, как мне кажется, вольт этак на 12, из-за чего вместо 250 вольт на максимуме, я получил около 230. Но это не совсем точно, так как я еще не проводил глобальных тестов этого АТР.

Смывка краски

Как уже было выше и как видно по фотографиям, корпус был в ужасном состоянии. Особенно меня угнетали инвертарники сверху, брр. Путь у корпуса был один - в перекраску. Но для начала нужно смыть старую краску. В местном магазине хоз. товаров была куплена смывка для краски в большой стеклянной банке, на которой было множество значков с огнеопасностью и едкостью. По такому случаю, я закупился резиновыми перчатками, дабы не сгореть. Кислота же. Процесс смывки очень прост и тривиален. Смывка густая и просто намазывается кистью толстым слоем на деталь. После деталь покрывается пленкой (я использовал обычную пищевую). Минут через двадцать пленку можно снимать, краска уже вздулась и ее можно счистить каким-нибудь предметом. Я использовал канцелярский нож и жесткие щетки. В конце, детали корпуса нужно тщательно промыть водой с мылом или порошком, для удаления смывки. Все процесс завершен.

Грунтовка

Процесс грунтовки также очень прост. Грунт был аэрозольным, в баллончике на пол-литра. Все поверхности обезжириваются, и грунт просто наносится с расстояния 20-30 сантиметров в два слоя с выдержкой между слоями в 20-30 минут. А вообще, инструкция есть на баллончике. После высыхания грунта можно приступать к покраске. Все тривиально.

Первоначальное состояние токосъемника

Первоначальное состояние токосъемника было удручающим. Он совсем заржавел, даже все болты и гайки. Сам ролик я заменил полгода назад. Ну, тут совсем все просто. Разборка, очистка, замена болтов и гаек на новые, сборка и готово. Счищал ржавчину обычной наждачкой. Ось всю вычистил той же наждачкой. Ось ручки токосъемника не такая как в ШЭЩ, хотя похожа. Она других размеров и немного отличается по конструкции. Да и гайки там здоровенные.

Очищенная ось

Аж блестит! При сборке в единое целое только смазать гайки, чтобы не ржавели и все. Эта часть завершена. Теперь дождаться высыхания краски и можно собирать чудо прибор.

Процесс сборки

Собралось все без инцидентов. Под тороид были подложены куски картона, на всякий случай, хотя трансформатор в лаке, а изнутри корпус грунтован. Провода по большей части родные, но некоторые заменил на более толстые, хотя и смысла особого не было. Провод питания заменен на стандартный с евровилкой. Клеммы хотел поставить другие, но у них оказались другие крепления, да и старые клеммы латунные и с годами не пострадали. Чуть подчистил автотрансформатор сверху от черноты.

Вольтметр

При первом включении почему-то отрубился гаражный автомат, после такого не происходило. Теперь при включении ЛАТРа наблюдается резкая просадка напряжения сети. При проверке работоспособности был небольшой случай. Почему-то пошел дым на максимальном выходном напряжении в 250 вольт. Дыма была совсем чуть-чуть и через 5 секунд он вообще перестал. Мистика.

Итог

Таким образом, я из старого, побитого и ржавого лабораторного автотрансформатора получил новенький, чистенький, обновленный прибор, готовый работать еще много лет вперед. Хотя родного в нем осталось только клеммы да фюзеляж. В лаборатории одним прибором стало больше!


Домой - Статьи